§ 1.7 Аэродинамические моментыМомент относительно ц.м. от действующей на БР
силы возникает, как известно из
теоретической механики, в случае, когда
линия действия силы не проходит через ц.м.
ракеты. Тяга двигателя не будет создавать
момента относительно ц.м., если поворотные
камеры сгорания находятся в исходном в исходном
положении и двигатель абсолютно точно установлен
на ракете. Если же отклонить поворотные камеры
сгорания на некоторый угол, то возникнет момент,
называемый управляющим моментом |
Статический аэродинамический момент Статический аэродинамический момент Вращательное движение БР удобно рассматривать
относительно осей связанной СК
(Рис. 1.11). Положение ц.м. БР точки S и
ц.д. точки Д будем определять расстояниями
1) |
Рис. 1.11 |
Из
Рис. 1.11 следует, что осевая составляющая
силы Составляющие Y и Z создают относительно ц.м. моменты |
![]() ![]() или
где
![]() ![]()
Здесь Значения сил Y и Z были получены ранее (см. (1.39)). На основании выражений (1.39), (1.40) и (1.41) можно записать |
(1.41) |
![]() где |
(1.42) |
![]() здесь Из выражений (1.43) следует, что аэродинамические коэффициенты составляющих статического момента при малых значениях углов атаки и скольжения имеют линейную зависимость от значений этих углов. Иногда для составляющих статического момента используют выражения: ![]() где |
(1.43) |
Рис. 1.12 |
При расположении ц.д. позади ц.м.
момент При расположении ц.д. впереди ц.м. статический момент действует в сторону увеличения углов атаки и скольжения, стремится как бы опрокинуть БР и поэтому называется опрокидывающим моментом, а ракета в этом случае назвается статически неустойчивой (Рис. 1.12, б). |
Демпфирующие моменты Демпфирующими моментами называют моменты, которые возникают при угловом вращении БР и направлены в сторону, противоположную ее вращению. Они демпфируют (тушат) моменты, вызывающие свое появление. Величина демпфирующего момента зависит от условий обтекания корпуса БР потоком воздуха и от условий движения жидкости и газов внутри корпуса БР и двигателя. В соответствии с этим различают внешний (аэродинамический) и внутренний демпфирующие моменты. Аэродинамический демпфирующий момент
|
|
|
Рис. 1.12 |
Допустим, что корпус БР совершает помимо
поступательного движения со скоростью
V и вращательное движение вокруг оси SZ
со
скоростью
С учетом малости угла ![]() Наличие угла ![]() С учетом выражения (1.44) перепишем момент в виде: ![]() Полная величина демпфирующего момента равна интегралу элементарных моментов, взятому по всей длине корпуса БР и вычисляется по известной из аэродинамики формуле []: |
(1.44)
|
![]() где
В полете БР совершает сложное вращение, в
котором вектор ![]()
где Пользуясь выражением (1.47), запишем составляющие демпфирующего момента по осям связанной СК: ![]() или короче ![]() где Для осесимметричного БР справедливо равенство Внутренний демпфирующий момент. Наряду с внешним (аэродинамическим) демпфирующим моментом существует внутренний демпфирующий момент. Он обусловлен наличием кориолисовых ускорений, которые возникают при вращении вместе с БР, компонентов топлива, протекающего по трубопроводам и бакам БР. Газовая струя, истекающая из двигателя, также приводит к появлению внутреннего демпфирующего момента. Внутренний демпфирующий момент приобретает существенное значение при движении БР вне атмосферы. |
(1.45) |
в начало | << § 1.6 | оглавление | § 1.8 >> |