| Рис.
1.6 3D-модель |
Ссылка: Трехмерная модель
ракеты Пусть одна из плоскостей симметрии, назовем ее основной плоскостью симметрии (ОПС), проходит через органы управления 1,3, а перпендикулярная ей плоскость - главная плоскость симметрии (ГПС) - через органы управления 2,4 ( рис. 1.6) На некоторых БР основная плоскость симметрии составляет с плоскостью, проходящей через 1 - 3 органы управления, угол 45 или 60 градусов. Ось SX связанной СК направлена по продольной оси БР от ц.м. к её носу. Ось SY лежит в основной плоскости симметрии, перпендикулярна оси SX и направлена от 1 к 3 органу управления. Ось SZ лежит в главной плоскости симметрии и направлена так, что образует правую систему координат. Эти оси называются так: продольная SX, нормальная SY и поперечная SZ. Оси связанной СК изменяют свое положение в пространстве одновременно с изменением положения БР. Скоростная системы координат Взаимное положение осей связанной и скоростной СК определяется
углами атаки и
скольжения (Рис.
1.7).Углом
атаки Положительными углами
|
|
Составляющие аэродинамической силы В аэродинамике вектор полной аэродинамической силы часто представляется в виде проекций по осям скоростной СК: |
|
где В аэродинамике выводятся формулы для расчета этих сил []: |
(1.24) |
![]() где Из (1.25) видно,
что рассматриваемые составляющие вектора аэродинамической силы полностью
определяются величиной аэродинамических коэффициентов Аэродинамические коэффициенты зависят от размеров и формы корпуса БР, а также от условий его движения в атмосфере. Для конкретного БР, когда заданы геометрические параметры, их величины зависят только от условий движения БР. Эта зависимость имеет сложный характер и представить ее в аналитической форме невозможно. На практике эти коэффициенты определяют в результате аэродинамических
расчетов на основании продувок модели ракеты в аэродинамической трубе. Так,
величину |
(1.25) |
![]() где В этом выражении первое слагаемое представляет собой коэффициент лобового сопротивления БР при его полете у поверхности Земли, второе слагаемое — приращение коэффициента лобового сопротивления с высотой. Разложим слагаемое выражения
(1.26) разложить по степеням угла атаки |
(1.26) |
![]() Учитывая, что сила лобового сопротивления не зависит от знака угла атаки (то
есть функция |
(1.27) |
![]() где |
(1.28) |
| Рис.
1.7 Рис. 1.8 Рис. 1.9 |
Основной вес в выражении (1.28) имеет первое слагаемое, которое обычно представляется в виде таблиц или графиков в функции числа Маха М (рис. 1.8). Графики изменения
Экспериментально установлено, что с достаточной для практики точностью можно
считать, что коэффициент подъемной силы
![]() или |
![]() |
(1.29) |
| Рис. 1.10 |
Примерный вид зависимости коэффициента Выражение для расчета величины подъемной силы с учетом (1.29) будет иметь вид: |
|
или
где
Все сказанное о подъемной силе можно распространить и на боковую силу. В
частности, аэродинамический коэффициент боковой силы по аналогии с выражением
(1.29) может быть представлен с учетом малости угла
|
(1.30) |
![]() Знак «минус» в выражении
(1.31) объясняется тем, что при положительных значениях угла Таким образом, по аналогии с выраением (1.30) можно записать |
(1.31) |
![]() или
где
Для БР, обладающих осевой симметрией, справедливо следующее равенство: Составляющая аэродинамической силы по осям связанной системы координат Иногда в баллистике используются проекции полной аэродинамической силы на оси связанной СК: |
(1.32) |
![]() где Выражения для для проекций сил записываются аналогично выражениям (1.25): |
(1.33) |
![]() где Можно записать выражения для сил Матрица может быть получена из известных в аналитической геометрии зависимостей
для пересчета координат из одной СК в другую []. Так, проекция |
(1.34) |
![]() где Аналогично можно записать проекции вектора Таким образом, определение связи между СК сводится к составлению таблицы направляющих косинусов между их осями. Матрица, составленная из элементов таблицы направляющих косинусов, называется матрицей направляющих косинусов (матрицей перехода). Матрица перехода от скоростной к связанной СК имеет вид []: |
(1.35) |
![]() Иcпользуя матрицу перехода ![]() Произведя умножение матрицы |
(1.36) |
![]() С учетом малости углов
Тога вырадение (1.37) примет вид: |
(1.37) |
![]() Подставляя в эти выражения значения сил |
(1.38) |
![]() где Воздействие аэродинамических сил на движущийся БР вызывает уменьшение скорости полета и протяженности участка программного полета. Основное воздействие аэродинамические силы оказывают при полете БР в плотных слоях атмосферы (до высоты 30 - 35 км). |
(1.39) |
| в начало | << § 1.5 | оглавление | § 1.7 >> |
жестко
связана с вектором скорости БР 


называется угол между проекцией вектора скорости на основную плоскость
симметрии и продольной осью ЛА.
называется угол между вектором скорости и его проекцией на основную
плоскость симметрии.

—
безразмерные аэродинамические коэффициенты соответственно лобового
сопротивления, подъемной и боковой сил;
— скоростной
напор;
— плотность
воздуха в данной точке траектории;
— скорость
движения ц.м. БР относительно воздуха;
— площадь
наибольшего поперечного сечения БР (площадь миделя).
,
так как остальные множители указанных выражений одинаковы для всех
составляющих.
представляют
в виде суммы:


—
четная), получаем
—
коэффициент лобового сопротивления ЛА, движущегося у поверхности Земли с
нулевым углом атаки;
— поправка к
коэффициенту лобового сопротивления, обусловленная наличием угла атаки;
— поправка к
коэффициенту лобового сопротивления на высоту полета ЛА.




от числа М приведен на 
боковая сила 
.
Следовательно, в этом случае будут равны между собой градиенты подъемной и
боковой сил:


—
безразмерные аэродинамические коэффициенты продольной, нормальной и
поперечной сил.
через известные проекции аэродинамической силы
,
для этого необходимо использовать матрицу перехода от скоростной к связанной
СК.

—
известные проекции вектора
направляющие
косинусы между соответствующими осями i-й системы координат и осью 

на вектор-столбец, получаем

из
