![]() где Уравнение (1.1) позволяет сделать такой вывод: уравнение движения точки переменной массы может быть записано в виде уравнения движения точки постоянной массы, только в нем необходимо массу точки считать переменной величиной, а к сумме внешних сил, действующих на точку, добавить реактивную силу. Реактивная сила Мещерского в безвоздушном пространстве равна произведению секундного расхода массы на относительную скорость истечения продуктов сгорания: |
(1.1) |
![]() где В основу вывода выражений (1.1) и (1.2) была положена гипотеза близкодействия, согласно которой частицы газа, выходящие за срез сопла двигателя, перестают воздействовать на движение БР. Иными словами, давление струи газодинамического потока в выходном сечении сопла равно нулю. В реальных условиях указанное давление отлично от нуля и переменно по сечению сопла. Поэтому оно обычно учитывается средним значением, которое определяется из выражения |
(1.2) |
![]() где |
Рис. 1.1 |
Таким образом, если выходное сечение сопла двигателя имеет площадь С учетом сказанного, тяга двигателя равна |
![]() Так как выражение (1.2) выведено из условия движения БР в безвоздушном пространстве, следовательно, (1.3) позволяет рассчитать силу тяги двигателя в безвоздушном пространстве. В реальных условиях некоторое время БР совершает свое движение в воздушной
среде. На все точки корпуса БР, кроме площади выходного сечения сопла, будет
воздействовать давление
воздушной среды |
(1.3) |
![]() Введем в выражение (1.4)
давление атмосферы у поверхности Земли |
(1.4) |
![]() Первые два слагаемых в выражении
(1.5) - постоянные величины, третье слагаемое является
функцией высоты, так как давление |
(1.5) |
![]() где Для современных двигателей высотная добавка может достигать 15-20% тяги двигателя у поверхности Земли. Для оценки эффективности двигателя введем понятие удельной тяги |
![]() где По существу, удельная тяга определяет величину тяги, создаваемую двигателем с каждого килограмма топлива, сжигаемого в течение 1 с. |
Из всего сказанного можно сделать вывод, что тяга двигателя является функцией
времени полета t и высоты полета над поверхностью Земли, то есть |
Рис. 1.2 |
На рис. 1.2 представлен
типичный график изменения тяги двигателя во время полета двухступенчатой БР с
жидкостным ракетным двигателем (ЖРД): Старт БР соответствует
моменту достижения равенства между весом БР G и тягой
двигателя P . Интенсивный
рост тяги двигателя от |
При выключении двигателя тяга убывает довольно быстро, но не мгновенно. Это
объясняется тем, что догорать топливо, находящееся в камере сгорания и
подводящих трубопроводах.Поэтому возникает импульс последствия тяги,
который имеет номинальную величину Для уменьшения рассеивания ДУ включают в две ступени. По предварительной команде (ПК) ДУ переводится на режим малой тяги. После выдачи главной команды (ГК) происходит окончательное выключение ДУ (рулевых двигателей второй ступени) и отделение ГЧ. Погрешности, возникающие при этом, хотя и не учитываются СУ, приводят к существенно меньшему рассеиванию по сравнению с одноступенчатым выключением ДУ. |
в начало | << | оглавление | § 1.2 >> |