| Рис. 1.13 |
Рассмотрим схему размещения органов управления БР, имеющей четыре поворотных основных двигателя (Рис. 1.16) Они пронумерованы цифрами 1,2,3,4. Органы управления 1,3 предназначены для создания момента, поворачивающего корпус БР вокруг оси SY связанной СК по углу рыскания, органы управления 2,4 — вокруг оси SZ этой же СК по углу тангажа. Одновременный поворот всех четырех органов управления создает момент, поворачивающий корпус БР относительно продольной оси SX по углу крена. В реальных условиях полета БР необходимо создавать управляющие моменты одновременно относительно всех осей связанной СК. Следовательно, одна и та же пара двигателей, например 1,3, может одновременно поворачивать БР вокруг осей SY и SX. |
| Рис. 1.14 |
Рассмотрим это на примере. Допустим, что необходимо создать управляющие моменты
одного и того же знака, например, отрицательные относительно осей
SX и SY.
Очевидно, что для создания момента
В результате получим углы поворота двигателей
1 и 3 (Рис. 1.17) Откуда имеем ![]() |
(1.48) |
|
Аналогично можно показать, что для создания управляющих
моментов по осям SX
и SZ
(углам крена и тангажа) Откуда получаем |
|
Выражения (1.48), (1.49) позволяют определить по отклонениям отдельных органов управления отклонения, необходимые для создания управляющих моментов относительно осей связанной СК по углам тангажа, рыскания и крена. |
(1.49) |
|
Силы и моменты органов управления
Условимся в дальнейшем считать в качестве положительных отклонений поворот органов управления, создающих отрицательные управляющие моменты относительно осей SY и SZ. В настоящее время наиболее распространенными органами управления являются специальные рулевые двигатели и поворотные камеры основного двигателя.
Рассмотрим выражения для сил, возникающих при повороте основных двигателей.
Обозначим тягу одного двигателя через P. Допустим, что все двигатели
отклонены на углы Суммарные составляющие сил, действующих по осям связанной СК, будут определяться зависимостями ![]() Знак "минус" в последнем выражении означает, что при отклонении рулей рыскания 1,3 на положительные углы составляющие тяги будут направлены по отрицательному направлению оси SZ. Поскольку углы отклонения основных двигателей невелики, примем ![]() Тогда ![]() Так как ![]() то можно записать выражения для |
![]() Пусть точка приложения тяги основных двигателей
находится на расстоянии |
(1.50) |
|
Каждый из моментов пропорционален углу отклонения органов управления по
соответствующему направлению. Знак
"минус" в формулах
(1.51) обусловлен выбором направления положительного отсчёта углов Управляющие моменты
Для создания отрицательного управляющего момента относительно оси SX необходимо двигатели 1,2 повернуть на отрицательный угол, а двигатели 3,4 – на положительный угол. Если точка приложения тяги основного двигателя находится на удалении ![]() Из (1.46), (1.47) следует, что окончательно запишем |
(1.51) |
![]() или ![]() где градиенты моментов, создаваемых органами управления. В заключении отметим, что, если органы управления расположены не в основной и
главной плоскостях симметрии, а например, в плоскостях, составляющих с основной
и главной плоскостью
некоторый угол, например,
|
(1.50) |
| в начало | << § 1.7 | оглавление | § 2.1 >> |
,
т.е. при движении со значительной скоростью и в плотных слоях атмосферы. Отсюда
ясно, почему воздушные рули имеют весьма ограниченное применение в качестве
органов управления.
-
азимутом прицеливаня. Ось
.
Угол
,
образованный нормалью к поверхности земного эллипсоида и плоскостью экватора,
называется геодезической широтой. Широта может принимать значения
,
причем положительные значения соответствуют северному полушарию, отрицительные
- южному.
между
проекцией продольной оси БР
между
продольной осью БР и плоскостью горизонта точки старта
между
совпадают
с осями начальной стартовой СК, а ее начало находится в точке S пересечения
осей подвеса ТГС, которая в момент пуска совпадает с точкой старта

,
на ось SZ
и создадут требуемый момент
.
Для создания же отрицательного момента
по оси 
, а
орган управления 3 повернуть вправо на тот же угол, т.е. увеличить ранее
отработанный угол
.
и
необходимо рули 2,4 повернуть на углы
(i=
1,...,4). Тогда вектор тяги каждого двигателя может быть разложен на две
составляющие, одна из которых направлена вдоль продольной оси БР SX,
а другая – вдоль соответствующей оси, перпендикулярной к оси SX (SY
или SZ). На Рис. 1.19 приведен пример отклонения 4 двигателя на угол
,
где составляющие тяги соответственно равны
.



и
в следующем виде:

от вершины БР. Пользуясь выражением
и управляющих моментов
.
. Для
поворота БР вокруг продольной оси SX каждая пара основных
двигателей отклоняется в разные стороны на один и тот же угол
от продольной оси БР, то суммарный управляющий момент может быть определен по
следующей формуле:

,


раз больше, чем
в случае, когда органы управления расположены в основной и главной плоскостях
симметрии БР.