§ 2.5 Уравнения пространственного движения ЛАМатематическое описание рассмотренных плоских схем является достаточно простым и в то же время позволяет установить основные закономерности полета летательного аппарата. Полнота отображения реального полета плоскими схемами оказывается достаточной для решения значительного числа практических задач, таких, как задача досягаемости, устойчивости, исследования влияния ряда возмущений на точность полета. Однако полнота математического описания полета с использованием плоских схем оказывается недостаточной для решения практических задач, требующих высокой точности определения параметров движения центра масс ЛА. К таким задачам относятся:
- задачи, связанные с определением попадающей траектории, которую необходимо рассчитывать, например при подготовке данных на пуск ЛА; |
![]() |
(2.46) |
|
где
В рассматриваемом случае движения ЛА в атмосфере Записанное уравнение является уравнением движения ЛА в инерциальной системе координат. Нас будет интересовать движение ЛА в системе координат, связанной с точкой старта (неинерциальной). На основании теоремы о сложении ускорений запишем |
![]()
где |
(2.47) |
![]() где
Учитывая, что ![]() или |
(2.48) |
![]() |
(2.49) |
|
Уравнение (2.49) является векторным уравнением движения центра масс ЛА в неинерциальной системе координат. Исследование полета ЛА может быть облегчено за счет удачного выбора системы координат.
Однако выбор системы координат
для составления скалярных уравнений движения центра масс во многом зависит от рассматриваемой задачи.
Так, например, при исследовании управляемого полета на АУТ целесообразно рассматривать движение в
системе координат, связанной с Землей в точке старта Системы координат При записи уравнений движения ЛА используются правые прямоугольные системы координат. |
| Рис. 2.20 Рис. 2.21 |
Стартовая система координат
Ось
Плоскость
Плоскость
Направление прицеливания задается азимутом прицеливания Ао , который отсчитывается от северного направления
касательной к меридиану N в точке старта по часовой стрелке.
Азимут прицеливания
рассчитывается перед пуском и может изменяться в диапазоне Поскольку стартовая система координат вращается вместе с Землей, то она является неинерциальной.
Геоцентрическая система координат
Подвижная ориентированная (гироскопическая) Направление осей этой системы координат можно задавать на борту ЛА, например, с помощью трехосной гиростабилизированной платформы. Угловое положение ЛА на борту измеряется относительно этой системы координат.
Связь между системами координат. При составлении уравнений движения ЛА необходимо производить пересчет векторов сил, моментов, координат и т.д. из одной системы координат в другую. Для получения формул перехода от одной системы координат к другой необходимо знать положение начала первой системы координат относительно второй и их взаимное угловое положение. Взаимное угловое положение характеризуется матрицей перехода, элементами которой являются косинусы углов между осями исходной и повернутой систем координат. Для осуществления перехода от одной системы координат к другой требуется не больше трех поворотов системы координат на углы Эйлера. Выбор последовательности углов поворота обычно определяется физическим содержанием задачи.
Рассмотрим расчет матрицы направляющих косинусов углов между осями стартовой |
| Рис. 2.22 |
Первый поворот осуществляется на угол
В результате последовательных поворотов на углы
Элементы матрицы направляющих косинусов представляют собой соответствующие проекции единичных
векторов |
|
Рис. 2.23a Рис. 2.23б Рис. 2.23в |
Вычисление указанных проекций для нескольких поворотов оказывается достаточно сложным,
поэтому предварительно рассмотрим матрицы перехода, соответствующие отдельным поворотам на углы рыскания
Будем при каждом повороте проектировать единичные векторы, направленные по осям повернутой системы на оси исходной
системы координат. При этом матрицы направляющих косинусов,
соответствующие последовательным поворотам на углы |
![]() Для рассматриваемого преобразования системы координат матрица направляющих косинусов, отвечающая переходу от стартовой системы координат к связанной системе координат, будет вычисляться как произведение отдельных матриц, взятых в указанном порядке: |
(2.50) |
.Перемножив матрицы, получим: |
(2.51) |
![]() Представим эту матрицу в общем виде: |
(2.52) |
![]() Если в стартовой системе координат задан некоторый вектор ![]() то составляющие этого вектора в связанной системе координат ![]() можно вычислить по формуле: |
![]()
Путем транспонирования матрицы |
(2.53) |
. |
(2.54) |
|
Рис. 2.24a Рис. 2.24b |
В ряде случаев требуется осуществить переход от одной системы координат к другой, при котором достаточно
одного или двух поворотов вокруг соответствующих осей систем координат. Например, для перехода
от скоростной системы координат к связанной ОХУZ необходимо последовательно осуществить повороты на угол скольжения Матрицы перехода, соответствующие поворотам на углы скольжения , и атаки , будут иметь вид ![]() Матрица перехода от скоростной к связанной системе координат будет вычисляться как произведение двух полученных матриц ![]() или |
![]() В силу ортогональности преобразования на направляющие косинусы накладываются следующие условия: ![]() |
(2.55) |
![]() Эти соотношения позволяют проверять правильность составленной матрицы преобразования. Таким образом, при заданных углах, определяющих положение одной системы координат по отношению к другой, всегда можно вычислить матрицу перехода как произведение отдельных матриц, отвечающих последовательным поворотам на эти углы. Уравнения пространственного движения центра масс ЛА Для записи скалярных уравнений движения центра масс спроектируем векторное уравнение (2.49) на оси стартовой системы координат. В матричном виде уравнения движения центра масс ЛА примут вид |
(2.56) |
![]()
где Определение проекций ускорения силы тяжести на оси стартовой системы координат В гл. 1 было определено ускорение силы тяжести в следующем виде: |
![]()
где Проекции ускорения силы тяжести на оси стартовой системы координат могут быть найдены следующим образом: ,
где
Обозначим координаты текущей точки траектории полета ЛА в стартовой системе координат через ![]() и, следовательно, |
![]() |
(2.58) | |
| Рис. 2.25 |
Координаты центра Земли в стартовой системе координат определим, пользуясь Рис. 2.25. Обозначим угол между радиусом-вектором |
![]()
Модуль радиуса-вектора ,
где
Связь между углом .
Для эллипсоида Красовского
Для нахождения направляющих косинусов между осями стартовой системы координат и осью |
(2.59) |
![]() |
(2.60) |
![]() |
(2.61) | |
| Рис. 2.26 |
Как видно из выражений (2.61), искомые проекции
Представляя скалярное представление векторов ![]() получаем ![]() или |
.Определение проекций ускорения Кориолиса на оси стартовой системы координат Для определения проекций ускорения Кориолиса на оси стартовой системы координат воспользуемся векторным выражением |
(2.62) |
,
где Они определяются следующим образом: |
(2.63) |
.С учетом (2.64), получим: |
(2.64) |
.Уравнения движения ЛА вокруг центра масс Скалярные уравнения движения ЛА вокруг центра масс получим, проектируя векторное уравнение моментов (2.2) на оси связанной системы координат. Дифференцируя уравнение (2.11) по времени и группируя слагаемые, получаем |
(2.65) |
.Тогда уравнения движения ЛА вокруг центра масс запишутся следующим образом: |
(2.66) |
![]()
где Так как принято допущение, что отсутствует вращение ЛА вокруг продольной оси, то s |
(2.67) |
.
Для осесимметричного ЛА можно принять равными моменты В результате получим два уравнения следующего вида: |
(2.68) |
![]() |
(2.69) | |
| Рис. 2.27 |
Найдем проекции угловой скорости вращения ЛА на оси связанной системы координат Из рисунка следует, что проекции угловой скорости вращения ЛА .Продифференцировав по времени, получим ![]() или .Уравнения движения ЛА вокруг центра масс запишем теперь в окончательном виде: ![]() |
![]() Уравнения системы управления Как уже отмечалось, ЛА обычно снабжаются системами управления. Изучив свойства таких систем и записав уравнения, описывающие их работу, устанавливают закон, связывающий перемещение органов управления ЛА с его движением и, следовательно, записывают уравнения движения ЛА, снабженного системой управления.
Рассмотрим методику составления уравнений системы управления, представленной на Рис. 2.1. Угловое положение ЛА на борту измеряется датчиками углов относительно осей гироскопической системы координат и характеризуется углами
Уравнения канала тангажа. Программный элемент канала тангажа задает программное значение угла |
(2.70) |
.
Это уравнение определяет знак и величину угла отклонения органов управления, работающих по каналу тангажа. Например, положительное рассогласование
Уравнение канала рыскания. По каналу рыскания задается нулевое программное значение угла ![]() В установившемся режиме имеем |
(2.71) |
![]()
Уравнения каналов нормальной и боковой стабилизации центра масс ЛА. Стабилизация центра масс ЛА осуществляется с помощью автоматов нормальной и боковой стабилизации и автомата регулирования кажущейся скорости.
Для того чтобы устранить смешение центра масс ЛА относительно расчетной траектории, например по нормали к траектории, необходимо отклонить руль высоты на угол |
(2.72) | |
![]()
При этом измерительный элемент (акселерометр) вырабатывает сигнал, который после преобразования поступает на управляющий элемент канала высоты. Управляющий сигнал поступает на силовой элемент и руль поворачивается на угол |
(2.73) | |
![]() Таким образом, углы отклонения рулей каналов тангажа и направления будут иметь две составляющие: ![]() или |
(2.74) | |
![]()
|
(2.75) | |
| Рис. 2.28 |
Уравнение системы регулирования кажущейся скорости. Система РКС осуществляет стабилизацию центра масс ЛА вдоль траектории (по выбранному направлению). Блок-схема системы РКС представлена на Рис. 2.28 Измерительный элемент (гироинтегратор) вырабатывает сигнал, пропорциональный рассогласованию кажущейся скорости: ![]() Управляющий элемент вырабатывает управляющий сигнал, например такого вида: ![]()
В результате работы привода редуктора изменяется массовый секундный расход двигателя на величину |
|
![]()
где
Изменение массового секундного расхода топлива приводит к изменению силы тяги и изменению ускорения. При этом текущее значение кажущейся скорости становится равным программному значению. Масса ЛА определяется по формуле Система уравнений системы управления Объединяя полученные уравнения, получаем |
(2.76) | |
![]() |
(2.77) | |
| Рис. 2.29 |
Неизвестными переменными, входящими в уравнения системы управления, являются Будем считать, что движение происходит точно по программе, тогда получимБудем считать, что движение происходит точно по программе, тогда получим ![]() ![]()
Здесь ось чувствительности акселерометра системы НС направлена по оси
Составляющие кажущегося ускорения |
|
![]()
где
Для определения ![]()
или, используя матрицу направляющих косинусов |
(2.78) | |
![]() Таким образом, имеем 8 уравнений движения, в которые входят 24 неизвестные переменные: ![]() ![]() Для "замыкания" системы уравнений движения необходимо составлять уравнения геометрических и кинематических связей. Уравнения кинематических связей
Проектируя векторное равенство |
(2.79) | |
![]()
Дифференцируя ![]() ![]()
Уравнение геометрических связей. Прежде всего, воспользуемся простейшими геометрическими соотношениями, которые следует из связей между векторами ![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
Для установления связи, например, между углами ![]()
Приравнивания элементы ![]() ![]() ![]()
Учитывая, что углы ![]() или |
(2.80) | |
![]() Аналогичным образом (используя соответствующие матрицы направляющих косинусов) получим связь между другими углами: ![]() |
(2.81) | |
![]() |
(2.82) |
|
Система дифференциальных уравнений пространственного движения ЛА ![]() ![]()
Система уравнений пространственного движения ЛА в стартовой системе координат является системой одиннадцатого порядка. Для ее решения необходимо задать начальные условия в момент старта, т.е. для ![]() Уравнения (2.78), (2.79) определяются при вычислении правых частей дифференциальных уравнений центра масс ЛА.
В результате интегрирования системы определится движение на активном участке траектории в стартовой системе координат, которая вращается вместе с Землей. Для расчета дальнейшего движения головной части необходимы значения параметров движения ЛА в точке выключения двигательной установки. Их часто называют параметрами конца активного участка траектории и обозначают |
| в начало | << § 2.4 | оглавление |
=0,7292115 10-4 рад/с.

масса ЛА;
- абсолютное ускорение центра масс ЛА в некоторой
инерциальной системе координат;
- сумма сил, действующих на ЛА в полете.
- сила тяги двигательной установки;
- вектор полной
аэродинамической силы;
- сила притяжения.

- относительное ускорение;
- ускорение переносного движения;
- ускорение Кориолиса.

сила инерции переносного движения (центробежная сила);
=
- сила инерции Кориолиса.
- сила тяжести, перепишем, разделив левую и
правую части на m,


.
.
Эта система координат используется для определения положения ЛА относительно
места старта и является прямоугольной правой системой. Начало системы координат совпадает с
расположена в касательной плоскости к поверхности Земли в точке старта и ориентирована в направлении
прицеливания.
направлена по местной вертикали вверх.
дополняет систему координат до правой тройки.
называют плоскостью стрельбы, хотя из-за вращения Земли траектория полета
ЛА оказывается пространственной кривой, которая в общем случае не располагается в указанной плоскости.
касательна к поверхности земного эллипсоида и называется плоскостью стартового горизонта.
.
,
образованный
,
причем положительные значения соответствуют северному полушарию, отрицательные - южному.
. В этой системе удобно определять текущее положение
центра масс ЛА относительно поверхности Земли.
Ее начало совпадает с центром Земли
расположена в плоскости экватора и проходит через начальный меридиан.
За начальный меридиан принимается меридиан точки старта или
направлена по оси вращения Земли.
лежит в плоскости экватора и дополняет систему
до правой прямоугольной.
система координат. Начало координат О размещается на летательном аппарате, обычно в центре масс.
В момент старта оси этой системы совпадают с соответствующими осями стартовой системы координат, а в дальнейшем направление осей неизменно относительно звезд.
вокруг
. Второй поворот осуществляется
вокруг промежуточной
на
.
Третий поворот выполняется вокруг связанной
на
.
происходит переход от стартовой к связанной системе координат
между проекцией продольной
стартовой системы координат и
,
называют углом рыскания.
между продольной осью
ЛА и
называют углом тангажа.
и
, смещенной в положение,
соответствующее нулевому углу рыскания, называют углом крена.
,
направленных по осям связанной системы координат на оси стартовой системы координат.
вычисляются достаточно просто:

.




можно осуществить обратный переход от системы координат
ОХУZ к системе координат
будут столбцы матрицы
т.е.
.
и
, заменяя в них соответственно угол 





- матрица направляющих косинусов, определяющая переход от связанной к стартовой системе координат;
- матрица направляющих косинусов, определяющая переход от скоростной к стартовой системе координат.
Раскроем теперь все зависимости, входящие в правую часть уравнений.

- составляющая ускорения силы тяжести, направленная по радиусу-вектору;
- составляющая ускорения силы тяжести, направленная по оси вращения Земли (по оси
- единичные векторы, направленные соответственно по радиусу-вектору и оси
,
- единичные векторы, направленные соответственно по осям
стартовой системы координат;
- направляющие косинусы между радиусом-вектором и осями стартовой системы координат;
- направляющие косинусы между осью
а координаты центра Земли в той же системе через
. Тогда модуль радиуса-вектора
, проведенного из центра эллипсоида, будет равен
. Проекции радиуса-вектора на оси стартовой системы координат будут равны


и
. Из
. 
,
- большая полуось эллипсоида вращения, принятого за модель Земли;
- полярное сжатие.
определяется зависимостью
.
;
.
.


является функциями координат
.
и
.


.
,
- проекции угловой скорости вращения Земли на оси стартовой системы координат.
.
.
.
- проекции суммарного момента на оси связанной системы координат.
.
. Кроме того, производные
малы, поэтому можно пренебречь вторыми слагаемыми левых частей уравнений 
. Для этого воспользуемся
.
.

. Принцип построения каналов АУС одинаков, поэтому запишем уравнения каналов тангажа и рыскания, используя уравнения, полученные в разд 2.4
.
Статическое уравнение канала тангажа запишем на основании формулы
.
означает, что продольная ось ЛА составляет с плоскостью горизонта угол больший, чем требуется программой угла тангажа. Следовательно, органы управления должны отклониться так, чтобы создать управляющий момент, разворачивающий ЛА в сторону уменьшения угла
. Это приводит к тому, что продольная ось занимает свое программное положение.
. Уравнения канала рыскания АУС запишутся следующим образом:


, пропорциональный скорости и линейному смешению центра масс:






.Массовый секундный расход топлива определяется выражением

- номинальный массовый секундный расход топлива;
- статический коэффициент усиления канала РКС.
, где
- начальная масса ЛА.

.
Для определения составляющих
необходимо определить соответственно
,
и
. Для этого воспользуемся 

, системы БС - по
и системы РКС по
.
будем определять следующим образом:

- матрицы направляющих косинусов, определяющих связь между подвижной ориентированной, связанной и скоростной системами координат, соответственно. Положение связанной системы относительно подвижной ориентированной задается углами
.
воспользуемся зависимостью

, получаем



на оси стартовой системы координат, получаем

по времени, получаем


и их проекциями





и
обратимся к матрице перехода от стартовой системы координат к связной:

и
матрицы
соответственно к элементам 


являются малыми углами, получаем приближенные зависимости:






задаются

. Они определяют начальные условия движения головной части.