§ 2.2 Система управления летательных аппаратовДля осуществления управляемого полета ЛА снабжаются системой управления (СУ). На ЛА рассматриваемого класса чаще всего используются автономные системы управления. Система управления включает в себя группу приборов и устройств, например, измерители параметров поступательного и вращательного движения, счётно-решающее устройство, блок выработки программ, блок задания начальных и исходных данных и исполнительные органы. Узловым элементом системы управления является аналоговое или цифровое счетно-решающее устройство, служащее для выполнения вычислительных и преобразующих операций в соответствии с алгоритмами управления. |
Рис. 2.1 |
В качестве примера рассмотрим инерциальную систему управления, включающую в себя автомат угловой стабилизации (АУС), автомат стабилизации центра масс ЛА (АСЦМ), и автомат управления дальностью полета (АУД) (Рис. 2.1). Автомат угловой стабилизации ЛА состоит из каналов тангажа, рыскания и крена. Стабилизация осуществляется соответственно по углу тангажа Каналы рыскания и крена программных элементов не содержат, так как регулирование осуществляется относительно нулевых значений углов, принятых за исходные. Программный элемент задает программу угла разворота ЛА по углу тангажа чаще всего в таком виде: ![]() где |
Автомат стабилизации центра масс включает в себя систему нормальной стабилизации (НС), систему боковой стабилизации (БС) и систему регулирования кажущейся скорости (РКС). В качестве измерителей используются акселерометры, оси чувствительности которых направлены соответственно по нормали к траектории в боковом направлении и в продольном направлении. Системы НС и БС обеспечивают движение с заданной точностью около расчетной траектории. Система РКС предназначена для уменьшения разброса параметров продольного движения. В процессе полета производится сравнение текущего значения (кажущейся) скорости с её программным значением, поступающим из программного устройства, а затем регулирование секундного расхода топлива, что приводит к изменению тяги двигательной установки до требуемого значения. Автомат управления дальностью полета на основании информации с измерителей о параметрах движения вырабатывает команду на выключение двигательной установки и отделение головной части. Кроме указанных автоматов, СУ может содержать и другие системы, например, систему аварийного подрыва, систему совместного опорожнения баков и т.д. |
в начало | << § 2.1 | оглавление | § 2.3 >> |