§ 2.3 Общая схема и особенности программного полета

 
Рис. 2.2

На участке программного полёта работает двигатель ЛА и производится управление его движением. Поэтому этот участок полета называют также управляемым активным участком траектории (АУТ). Участок программного полета имеет вид, показанный на (Рис. 2.2).

Началом программного участка полета является точка старта . Перед пуском ЛА устанавливается на пусковом устройстве вертикально и соответствующим образом ориентируется в заданном направлении. Таким заданным направлением может быть направление на цель. После пуска ЛА в течении нескольких секунд летит вертикально на участке . Наличие вертикального участка объясняется тем, что наклонный пуск в сторону цели осуществить для громоздкого ЛА затруднительно. Чтобы предотвратить падение его на землю после пуска, необходимо иметь очень длинные направляющие в сочетании с мощной двигательной установкой или снабжать ЛА крыльями для создания подъемной силы. Эти пути обеспечения устойчивого полета на начальном участке траектории не являются оптимальными. Наиболее простым и удобным для таких ЛА оказывается не наклонный, а вертикальный старт. При вертикальном старте сводится к минимуму боковые перемещения ЛА. В этом случае все силы действуют по вертикали и обеспечивается устойчивое движение ЛА при малых скоростях.

 
Рис. 2.3

Через несколько секунд вертикального полета ЛА набирает достаточную для устойчивого движения в плотных слоях атмосферы скорость, посте чего можно выполнить маневр в направлении на цель. Участок AB называют участком программного разворота. Целью запуска ЛА является достижение требуемой дальности полета. Дальность полета ЛА зависит от параметров движения в момент выключения двигателя и . В частности, дальность полета зависит от величины скорости и угла наклона вектора скорости к горизонту , который называется углом бросания (Рис. 2.3)

Управление дальностью полета можно осуществлять изменением угла бросания или изменением скорости . Для изменения направления вектора-скорости необходимо для каждой дальности полета рассчитывать и реализовывать на борту ЛА программу разворота, что приводит к усложнению СУ. Гораздо более удобным оказывается иметь одну программу разворота ЛА такую, чтобы на участке разгона BK (см. Рис. 2.2) иметь угол бросания, при котором получается, например максимальная дальность, а изменять дальность ЛА сообщением разной по величине скорости. Для сообщения ЛА различной по величине скорости в зависимости от заданной дальности полета необходим участок разгона BK. Как видно из (Рис. 2.2), различные дальности полета (точки ) могут быть в этом случае получены выключением двигателя в различных точках участка разгона (точки ).